Социальный феномен, позже названный парадоксом Дэвиса, гласит, что революции предшествует очень быстрый рост экономики, сопровождающийся столь же быстрым ростом уровня жизни. А потом внезапное стопорение экономики, вызванное, например, войной, тормозит взлёт, что и приводит к "психологической декомпрессии" (в моей терминологии), то есть к резкому и увеличивающемуся разрыву между ожиданиями людей и фактическим положением дел. То есть ожидания по инерции растут, люди надеются и завтра жить лучше, чем сегодня, как сегодня они живут лучше, чем вчера, а вместо этого - тормоз! - тот же уровень или даже небольшой падение. А уже кредиты набраны под будущий рост, уже в мыслях дети учатся в хороших местах, уже квартиру отремонтировал или избу обновил, уже машину или корову купил.
И уже никто не вспоминает, что 10-20 лет назад, до экономического взрыва они жили во сто крат хуже, другой жизни не знали, и ни о каких революциях потому не помышляли. А теперь помышляют! Потому что ситуация резкого тормоза ими воспринимается как невыносимая! К хорошему привыкаешь быстро, а отвыкать ой как больно! И они сметают власть в праведном возмущении. Делая себе только еще хуже.
Так было в быстро растущей экономически царской России, уровень жизни крестьян в которой рос, как на дрожжах. Так было перед Великой французской революцией. И такая же ситуация, кстати, в России сейчас.
Так что, друзья мои краснозалупные и скотобазные, само наличие революции в России начала ХХ века говорит о том, что пиздато жили люди в то время - и рабочие, и крестьяне. Как сыр в масле катались. Только что колбасой двери не подпирали при уходе.
Journal information