А СССР рухнул потому, что вся интеллигенция, весь цвет нации был настроен против действующей власти - точно так же, как это было перед 1917 годом.
Бухтящие инженеры-байдарочники, травящие на своих кухнях анекдоты про Брежнева и рассказывающие друг друг со слов очевидцев об изобильных капиталистических прилавках... Творческая интеллигенция, испытывавшая к власти презрение... Я сейчас заканчиваю биографическую книгу о Хазанове. Так вот, он вспоминает, как отреагировала интеллигенция на ввод войск в Чехословакию:
"События 21 августа 1968 года застали меня в Доме творчества Щелыково, где отдыхало огромное количество актеров, как очень известных, так и молодых. И возмущение вводом войск в Прагу было всеобщим и огромным! Люди опускали глаза, было стыдно и неловко. И мне тоже."
Он же многое рассказывает о своих коллегах, в том числе весьма известных в СССР людях. Вот, например, хазановские слова о пародисте Александре Иванове: "Он ненавидел коммунистов". Да и сам Хазанов искренне и немало сделал для подтачивания кислотой смеха устоев "красного проекта", как его любят теперь называть. И у него самого было множество неприятностей по линии КГБ и партийных органов. Вопрос о Хазанове решался аж на уровне Политбюро. Могли и закрыть путь на сцену.
Почему же не закрыли? Почему же КПСС, зная о настроениях в интеллигентской среде, позволяло этой ненавидящей коммунизм интеллигенции зарабатывать немалые по тем временам деньги на эстраде?
А потому, как говорил товарищ Сталин товарищу Берия, что "других писателей у меня для вас нет".
Другой интеллигенции у Советской власти просто не было. Только постоянно фрондирующая. Находящаяся в перманентной оппозиции к власти.
В век XXI мы вступили психологически на тех же стартовых позициях, на которых стояли сто лет назад. Россия весь двадцатый век профукала.
Journal information